Февраль 10 2012

#Заратустра такого не говорил

Проникнувшись современной литературой, часто ссылающейся на всякие разные другие книги, я решил таки обратиться к одному из первоисточников. Сразу скажу, мне пришлось нелегко, но пока завод стоит, времени довольно много, и я впервые взялся за Ницше. Точнее не так. Вначале я узнал, кто же такой Заратустра. Оказалось, это основатель зороастризма, весьма интересной и достойной религии. В настоящее время в России есть группа людей, в том числе и новообращённых, приверженцев этой веры. Их легко найти в интернете.
Изучив мельком основы Зороастризма, я рассчитывал найти нечто подобное и в труде Ницше. Иначе зачем использовать для книги столь выдающийся прототип? Однако был сразу же повержен в шок.
Заратустра такого не говорил. И никогда не мог бы сказать. Но обо всём по порядку. Что же провозглашает эта книга.
1. Бог мёртв.
2. На смену богу придёт сверхчеловек, правда ещё не скоро.
3. Сверхчеловек не признает христианской морали, он воинственен, даже больше, он жесток и зол
4. Сверхчеловек кроме всего этого добр и милосерден, вплоть до святости.
5. Проповеди Заратустры обличают ценности прошлого и придают всем им новый смысл, делает их искреннее, что напоминает всё ту же нагорную проповедь, растянутую зачем-то на довольно много страниц.
6. Сверхчеловек не обладает какими-либо ярко выраженными чертами. Если в одной части провозглашается какая-либо ценность, то в другой она же отвергается.

Я не буду выискивать цитаты, хотя планировал. Формулировки автора настолько скользкие, что всегда можно вывернуться и предоставить что-то чётко определённое противоположностью себя же.
Что же предлагает нам Ницше.
Он боится отвергнуть бога полностью. Боится сказать, что Бога нет и не может быть. И поэтому говорит, что он мёртв. Атеисты ликуют. Верующие тоже. Он просто мёртв. С кем не бывает? Взамен автор предлагает довольно соблазнительную цель — сверхчеловека. Цель, к которой как бы можно приблизиться, но в то же время и нельзя, ведь нет никаких чётких критериев этой сверхчеловечности, кроме мистического озарения. Очень хороший материал для секты. А каждого, кто не почувствовал того самого озарения всегда можно обвинить в том, что он глупый, так как только глупцы не видят всей красоты платья, одетого на короля.
Сверхчеловек, проповедуемый на первых страницах отвратителен. Он обладает лишь качествами, противоположными христианским воззрениям о добре. Это жестокий, надменный эгоист, презирающий весь остальной мир. Такого легко обличить и обвинить, опошлить и высмеять. Поэтому большую часть книги Ницше наделяет свой идол прямо противоположными качествами. Ведь нельзя опровергнуть то, чего как бы и нет, хотя оно и есть.
Книга начинается повествованием с весьма странным сюжетом, продолжается философскими размышлениями, всё более длинными и путанными от одной части к другой. Окончание вновь повествовательно. Отшельник слышит крик о помощи и встречается с многообразными кандидатами на звание высшего человека. Это два короля, чародей, папа, добровольный нищий, самый безобразный человек и кто-то там ещё. Этот набор не случаен. Он для тех, кто всё ещё пытается определить критерии сверхчеловечности, растолковать предыдущие тонны строчек. Автор повторяет, для тех, кто ещё не понял, нет таких критериев. И вам остаётся либо сделать вид, что вы всё понимаете, что вас посетило озарение и восхищаться нарядом, либо же прослыть глупцом, не смыслящим в философии.

Это сильно напоминает авантюру Малевича, или прочих шарлатанов от искусства. Место таким гениальным творениям — на свалке, или даже в костре.

Действительно. Как найти то, не знаю что? Как пойти туда, не знаю куда?
Заратустра здесь только для солидности, чтобы ввести в заблуждение ещё сильнее, такова логика мошенников, опереться на некий авторитет, пусть и мнимый. Так что помните, если кто-то будет взывать к авторитету Ницше, или же данной конкретной книги, достаточно лишь ответить:
"Заратустра такого не говорил"


Метки: , ,

Опубликовано 10.02.2012 folko85 в категории "Рецензии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *