Пилигримы


Источник http://service-joomla.ru/plagini/item/19-allvideos.html

Вот и настал тот момент, когда я преодолел свою лень и решил написать рецензию на недавно прочитанную книгу. WLW оказался той ещё гадостью, но ничего другого я так и не нашёл, поэтому приходится писать всё вручную. Собственно рецензируемая книга Пилигримы. Искры и Зеркала — это первая (но уже не единственная) крупная публикация Елены (Дорофеи) Ларичевой. В сети также можно найти несколько её произведений с Самиздата. Ещё с тех времён, когда я сам зависал на этом ресурсе, я помню, что автор реагирует даже на острую критику положительно. Поэтому я и решил записать свои впечатления о книге.


Пилигримы продаются в разделе детской фантастики, поэтому я имел ещё один стимул оценить данную книгу, ведь всего через несколько лет моя дочка научится читать и мне нужно заранее оценить популярные книги этого жанра. С этой позиции я и старался оценивать книгу, поэтому возможно некоторые мои оценки покажутся предвзятыми. Однако, такой подход я считаю наиболее правильным. Итак, про что же эта книга?

Пилигримы — книга о путешествиях во времени. Собственно именно пилигримами принято называть путешественников во времени в мире, где начинается приключение. Однако, вопреки традиции большинства авторов, которые отправляют героя в прошлое и распутывают многочисленные парадоксы, связанные с этими путешествиями, в данной книге используется более логичная теория, согласно которой при путешествии во времени герой попадает в параллельный мир, время в котором сдвинуто на определённое количество лет (дней, минут). Собственно, технология перемещения так и названа — ретросдвиг. При этом ретросдвиг — путешествие во времени лишь по названию. По факту пилигримы попадают в параллельный мир, который может быть как точной копией нынешнего, так и иметь сильные отличия. Основы теории ретросдвига можно увидеть в ролике выше. В книге же тонкости перемещений между мирами описаны более подробно и досконально. Перемещается только душа пилигрима, оставляя в исходном мире безжизненное тело, которое тем не менее можно сохранить от смерти и удерживать в состоянии подобном коме. При этом душа перемещается в наиболее близкий к исходному организм, сливаясь с душой своего двойника из прошлого. На этом и построен весь сюжет.

Итак, книга начинается в далёком будущем, в мире превосходства информационных технологий, поголовной чипизации, близкими к совершенству виртуальными мирами, но при этом в мире перенаселённом, задыхающемся от вредных выбросов промышленных предприятий. Юная Дорофея сдала экзамен на  совершеннолетие, уже заработала чуток денег и теперь стремится стать пилигримом — бежать в другой мир. Движет ей подростковый максимализм (который быстро кончается по прибытии в пункт назначения). В виртуальном пространстве она договаривается о сделке с загадочным Бетой. В отличие от других пилигримов, она сможет вернуться через три года, если поможет встречающим её на другой стороне загадочным компаньонам Беты.

Впрочем, как всегда и бывает, история протекает совсем не так, как хотелось бы героям. А иногда и совсем не так, как хотелось бы читателю. В попытке лучше описать принявший главную героиню мир, автор переводит повествование с одного персонажа на другого. Спустя несколько глав подряд без Дорофеи я пришёл в ярость и хотел было бросить читать. Ведь читать про взрослых дядек-тётек учёных, всю жизнь которых составляет карьера, про их интриги, про их профессиональные заморочки, совсем не так интересно, как про чувства и желания подростка. На этом этапе книга напомнила мне атмосферой «Космобиолухов» — последнюю книгу, которую я не смог дочитать даже до завязки сюжета. Знаю, кому-то нравятся такие книги, но я ведь ищу книгу, которая понравится ещё и моему ребёнку в далёком будущем. А тут всё вообще плохо.

Первый звоночек прозвучал ещё в самом начале, когда Дорофея охарактеризовала виртуальный Тучепад, как плод фантазии человека под кайфом. Лично для меня слово кайф — это отсылка к наркотикам. Неужели это намёк на то, что в будущем кто-то употребляет наркотики? Разве такое можно читать детям? К счастью, вплоть до самого конца книги намёков на наркотики больше не было, поэтому я решил закрыть глаза на этот недочёт. Но закрывать глаза на то, что главному протагонисту (если говорить компьютерным сленгом), в первой половине книги уготована роль всего лишь субъекта махинаций противоборствующих группировок, безликой «мухоловки», не совершающей никаких действий, я не намерен. Да, конечно раскрыть все нюансы работы ретросдвига, ведя повествование от лица юной девушки-подростка — трудная задача. И писатель пошёл наиболее лёгким и популярным путём, вводя новых персонажей, от лица которых ведётся повествование. Но тем самым автор превратил детскую фантастику в самую обычную заурядную «недетскую фантастику».

Впрочем, если оценивать книгу без упора на целевую аудиторию, то сюжет довольно интересен и сразу догадаться, кто же злодей, а кто герой в этой книге довольно сложно. Все персонажи, кроме тех, от чьего лица ведётся повествование, находятся под подозрением. Более того, непонятно, в чём же состоит злодейство тех самых неизвестных злодеев, чего они хотят добиться. Лишь к концу книги нас ждёт разгадка тайны. А ещё нас ждут неожиданные повороты сюжета и даже немного романтики. А главная героиня в конце концов выходит на первый план и становится главной героиней. С которой я надеюсь встретиться в продолжении Пилигримов. Хотя, я ведь ещё не всё рассказал о первой части.

Хотя теория ретросдвига и не противоречит напрямую другим теориям, допускающим путешествия во времени, однако внутри меня произошёл когнитивный диссонанс, когда в одном из эпизодов было описано стандартное перемещение во времени, ограниченное одним миром и не являющееся ретросдвигом. Я выпал в осадок и долго не мог понять, что делает здесь этот небольшой отрывок, не вносящий ничего нового в сюжет, совершенно не нужный и даже лишний. Ведь такое перемещение, будь оно возможно, само по себе могло стать сюжетом отдельной книги. И владение такой технологией гораздо круче ретросдвига, ведь она позволяет изменить настоящее, воздействуя на прошлое. Думаю, правильным решением здесь было бы несколько удалённых страниц. Впрочем, это лишь мнение читателя. По факту, этот эпизод стал лишь ещё одним примером проявленной главным злодеем глупости.

Да, глупость злодеев и гениальность героев, это ещё одна проблема книги. После выяснения всех нюансов, всех тайн и предыстории персонажей, победа героев становится делом пары глав. Что и неудивительно. Роберт Ноэль — благородный учёный, решивший помочь Доре, обладает просто читерскими способностями, помогающими ему мгновенно понимать принцип работы любого увиденного устройства. Для мира победивших технологий это равносильно атомной бомбе в средневековье. А злодеи, реально владеющие всеми нюансами технологии ретросдвига и многих других, почему-то оказываются не в силе применить их хотя бы для бегства перед лицом неминуемой гибели. Впрочем, остальные герои тоже частенько наделены сверхспособностями. Так, Вероника — природный психолог, чувствующий малейшие эмоции собеседника. По мне, так довольно неудачное название довольно удачной сверхспособности. У меня психология явно ассоциируется с чем-то совершенно иным. Кроме того, в одной из преждепрочитанных книг подобная сверхспособность гордо именуется сверхвысокой эмпатией, а люди, ей наделённые — природными эмпатами. Слово более редкое и красивое. Впрочем, у каждого человека свои предпочтения на этот счёт, возможно другим казался бы неподходящим именно мой вариант.

Итак, все недостатки перечислены, что же есть у нас в плюсе? В плюсе необычный сюжет (ретросдвиг не очень популярен у фантастов), непредсказуемость (только в конце книги всё становится на свои места), динамичность (много сцен с похищениями и схватками). Думаю вполне достаточно, чтобы считать книгу хорошей. Впрочем есть и пожелания. Никак не затронута в книге моральная сторона ретросдвига. Да, на Земле-56, куда отправилась Дорофея, научились клонировать людей, чьё сознание должен занять Пилигрим. Но согласно сюжету, целью назначения были многие миры, не все из которых могли похвастать технологиями клонирования. В таком случае случайного человека, часто ребёнка ждало растворение личности в новом сознании. Что по сути равнозначно убийству. Этот вопрос конечно не для детской фантастики, а скорее социальной, но ведь мы выяснили, что книга относится к детской фантастике лишь номинально. Сюжет предоставляет в этом плане непаханное поле для фантазии. Что же, вторая книга уже издана. Я сомневаюсь, что там эта тема будет затронута, но ведь в современном мире серии растягиваются на десятки книг. Так что пожелаю автору удачи в будущих начинаниях.


Опубликовано

в

от

Комментарии

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика